Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

аллен вуди

Энциклопедический словарь

А́ллен Вуди (Allen), настоящие имя и фамилия Аллен Стьюарт Кёнигсберг (KÖnigsberg) (р. 1935), американский кинорежиссёр, актёр, сценарист, писатель. Поставил фильмы: «Бананы» (1970), «Энни Холл» (1977), «Манхэттен» (1979), «Зелиг» (1983), «Пурпурная роза Каира» (1985), «Алиса» (1990) и др. В основе многих фильмов - насмешка над жанровыми условностями кинематографа, бытовыми реалиями повседневности, стереотипностью мышления.

* * *

АЛЛЕН Вуди - А́ЛЛЕН Вуди (Woody Allen, наст. Аллен Стюарт Кенигсберг) (р. 1 декабря 1935, Бруклин, Нью-Йорк), американский кинорежиссер, актер, комедиограф. В основе его многих фильмов - насмешка над жанровыми условностями кинематографа, бытовыми реалиями повседневности, стереотипностью мышления.

Еще будучи студентом Нью-Йоркского университета Аллен начал писать скетчи для телевидения и ночных клубов, юмористические рассказы для журналов. Он был автором комиков Боба Хоупа и Бадди Хеккета. С 1957 Аллен постоянно работал редактором на телевидении и сам выступал в качестве актера и автора юмористических телевизионных шоу. По вечерам Вуди выступал в артистических клубах квартала Гринвич-Виллидж в Нью-Йорке, в том числе и как музыкант. В это время формируется стиль персонажа его будущих фильмов - суетливого нью-йоркского интеллектуала, который одновременно исполнен сомнений и высокомерия, комплексует из-за своих эротических и профессиональных неудач, но никогда не унывает. Маленького роста, рыжеволосый, с большим носом, Вуди, казалось, был обречен на роль клоуна

В 1965 был принят к производству сценарий его первого фильма «Что нового, киска?» (What"s new, pussycat?, 1965). В этом фильме он дебютировал и как актер в небольшой роли. Как сценарист и актер он выступил и в последующих фильмах «Что случилось, тигрица Лили?» (What"s up, tiger lily?, 1966), «Казино Ройал» (Casino Royale, 1967). В 1969 он дебютировал как режиссер фильмом «Хватай деньги и беги» и с тех пор всегда выступает одновременно в качестве автора сценария, режиссера и исполнителя главных ролей своих фильмов. В комедиях начала 1970-х гг.: «Бананы» (Bananas, 1971), «Все, что вы всегда хотели узнать о сексе, но боялись спросить» (Everything You Always Wanted To Know About Sex (But Were Afraid To Ask), 1972), «Заснувший» (Sleeper, 1973), «Любовь и смерть» (Love And Death, 1975, пародийная экранизация «Войны и мира») - Аллен продолжает традиции грубоватой американской комедии времен немого кино. Его персонажи саркастичны и абсурдны, нахально волочатся за женщинами. Режиссер приобрел репутацию остроумного насмешника, но всеми силами старался выйти из несерьезного образа шутника и хохмача.

Во второй половине 1970-х гг. в творчестве Аллена появляются меланхонические нотки. Фильмы «Энни Холл» (Annie Hall, 1977, премии «Оскар» за фильм, режиссуру и оригинальный сценарий), «Интерьеры» (Interiors, 1978), «Манхеттен» (Manhattan, 1979), «Ханна и ее сестры» (Hannah And Her Sisters, 1986, «Оскар» за сценарий), «Другая женщина» (Another Woman, 1988), «Нью-йоркские истории» (New York Stories, 1989, новелла), «Преступления и проступки» (1989), «Мужья и жены» (1992) складываются в «манхеттенский цикл» и нередко носят автобиографический характер. В этом цикле Аллен проявляется как драматический и даже трагедийный актер. С грустью он подтрунивает над своими слабостями, ущербностью, недостатками. Хотя в этих картинах тоже немало остроумных шуток и забавных сценок, чувтво горечи и сожаления пересиливает их. При этом Аллен по-прежнему не оставляет жанр фильмов чисто комедийных, хотя их становится все меньше: «Сексуальная комедия в летнюю ночь» (A Midsummer Night"s Sex Comedy, 1982), «Загадочное убийство на Манхэттене» (Manhattan Murder Mystery, 1993), «Пули над Бродвеем» (Bullets Over Broadway, 1994), «Мелкие мошенники» (Small time Crooks, 2000). В сатирической комедии «Зелиг» (Zelig, 1983) Аллен создал фантастический образ человека, способного менять свою внешность и без труда выходящего их любой ситуации. Актер и режиссер использовал этот прием не только для извлечения комизма, но и для показа опасности приспособленчества. Вуди Аллен не отказывался от работы в лентах других режиссеров. Лучшей работой в этом плане признается роль Говарда Принса в фильме режиссера М. Ритта «Поставное лицо» (1976). Вуди Аллен оказался на редкость убедителен в роли маленького человека, решившего сколотить капитал на несчастьях других людей.

С годами творчество режиссера становится более разнообразным: наряду с комедиями выходят ностальгические ленты «Воспоминания о «Звездной пыли» (Stardust Memories, 1980), «Денни Роуз с Бродвея» (Broadway Danny Rose, 1984), «Пурпурная роза Каира» и «Эпоха радио» (Radio Days, 1986); мюзикл «Все говорят, что я люблю тебя» (Everyone Says I Love You, 1996), драмы «Сентябрь» (September, 1987), «Элис» (Alice, 1990), «Тени и туман» (Husbands And Wives, 1991), «Разбирая Гарри» (Deconstructing Harry, 1997). В 1990-х гг. его исполнительская манера стала менее броской, но и более тонкой и выразительной, помогая создавать излюбленный образ беззащитного и трогательного интеллигента. В этом плане выделяется новелла в фильме «Нью-йоркские истории» (1989), в котором робкий холостяк Шелдон Майлз третируется своей авторитарной мамашей.

Последние работы Вуди Аллена: «Проклятие нефритового скорпиона» (2001), «Голливудский конец» (2002), «Что-то другое» (2003), «Мелинда и Мелинда» (2004), «Матч пойнт» (2005), «Сенсация» (2006).

Вуди Аллен - один из самых плодовитых американских кинорежиссеров. Но он активно работает и как писатель, является автором нескольких юмористическх книг. Аллен был несколько раз женат. Много лет он прожил со своей третьей женой - актрисой Миа Ферроу. Но, в конце концов, этот брак закончился крахом в середине 1990-х гг., после того как Миа обвинила Вуди в интимных отношениях с их приемной дочерью - двадцатилетней китаянкой Сун Ю Превин, ставшей впоследствии его женой.

Энциклопедия Кольера

АЛЛЕН Вуди (Allen, Woody; наст. имя Аллен Стюарт Кенигсберг)

во время концерта во Франкфурте с "Вудз Алленз джаз-бэнд". 1996 г.

"Все, что вы всегда хотели знать о сексе, но боялись спросить". Обычный персонаж Вуди Аллена - закомплексованный нью-йоркского интеллектуал, исполненный сомнений и высокомерия, остро переживающий свои эротические и профессиональные неудачи, суетливый, но одновременно и никогда не унывающий.

(р. 1935), американский кинорежиссер, сценарист, актер. Родился 1 декабря 1935 в Нью-Йорке. Юношей успешно начал карьеру автора скетчей для телезвезд. Чувствуя в себе актерское призвание, стал исполнителем комических монологов. Дебют Аллена в кино состоялся в фильме Что нового, киска? (What's New, Pussycat? - 1965) - он был автором сценария и сыграл эпизодическую роль. Первый успех принесла комедия Забирай деньги и беги (Take the Money and Run, 1969), где Аллен сыграл незадачливого мошенника (в одном эпизоде, например, он идет на ограбление с пистолетом из мыла, и под дождем его оружие размокает). В фильме Сыграй еще раз, Сэм (Play it Again, Sam, 1972) Аллен играет своего "фирменного" героя - охваченного тревогой неврастеника, которого опекает и подбадривает призрак Хамфри Богарта. Фильмы Спящий (Sleeper, 1973) и Любовь и смерть (Love and Death, 1975) выявили способность Аллена добиваться своеобразного сплава философии и фарса. Сумрачные обертоны характерны для смешных и одновременно печальных картин Энни Холл (Annie Hall, 1977) и Манхаттан (Manhattan, 1979). В 1980-е годы многие роли в фильмах Аллена начинает играть актриса Миа Фэрроу. В Ханне и ее сестрах (Hannah and Her Sisters, 1986) представленный в романтическом свете Нью-Йорк занимает столь же важное место, что и взаимоотношения трех сестер, мужья которых в их семейном кругу выступают и в амплуа любовников. Дэнни Роуз с Бродвея (Broadway Danny Rose, 1983) запоминается работой Аллена-режиссера с Фэрроу, которая играет в этом фильме нехарактерную для себя роль грубой, но привлекательной подруги гангстера. В Алисе (Alice, 1990) Аллен и Фэрроу обращаются к теме волшебства. Фэрроу играет главную роль и в фильме Преступления и проступки (Crimes and Misdemeanors, 1989), который считается лучшей картиной Аллена. Здесь тема людских грехов образует причудливое кружево, нити которого объединены изобретательно варьируемой метафорой человеческого глаза (включая "зрячую" камеру).

ЛИТЕРАТУРА

Мельвиль Л. Скромное обаяние интеллектуала. - Искусство кино, 1983, № 5 Вуди Аллен. Мир скорее смешон, чем страшен: подборка интервью. - Искусство кино, 1992, № 5 Кино США. Актерская энциклопедия. М., 1996

Полезные сервисы